Життя та традиції гончарів села Богородичне
С. Богородичное, Изюмск. у., Харьков. губ. 21-го
января 1896 г.
Часто приходится слышать отъ нашего крестьянина
справедливыя жалобы на малоземелье, неурожаи, отсутствіе работы и тому подобныя
бѣдствія, которыя въ изобиліи сыпятся на него со всѣхъ сторонъ. Но нерѣдко
приходится и его самаго упрекнуть въ неумѣлости пользоваться находящимися у
него подъ рукою средствами для борьбы съ нуждой.
Этотѣ справедливый упрекъ слѣдуетъ въ особен ности
послать нашимъ Богородичанамь и ихъ со сѣдямъ, совершенно игнорирующимъ,
напримѣръ, нѣкоторыя мѣстныя производства, могущія не только поддержать, но и
дать полное обезпеченіе ихъ существованію. Не говоря уже о томъ, что близость и обиліе лѣса въ нашей мѣстности могли
бы создать среди нашихъ мужичковъ особый видъ кустарной промышленности, у нихъ,
напримѣръ, есть подъ рукою всѣ средства для того, чтобы развить гончарное
производство. Это послѣднее въ нашемъ Богородичномъ и сосѣднихъ селахъ находится
на пути къ полному изчезіювенію и, замѣчательно, не въ силу дороговизны матеріала,
трудности, сбыта посуды или другихъ какихъ либо препятствій, а единственно
благодаря привычкѣ его откладывать дѣло въ долгій ящикъ. Въ Богородичномъ и
сосѣднихъ селахъ гончарное дѣло обставлено слѣдующимъ образомъ: изготовленіемъ
глиняной посуды обыкновенно занимаются 2, 3 семьи ,,гончарей“, унаслѣдовавшихъ
свое искусство отъ своихъ родныхъ отцовъ, дѣдовъ и пра дѣдовъ и называющихся
и по фамиліи Гончарями“. Постороннихъ учениковъ у нихъ не бываетъ совсѣмъ и,
въ случаѣ отсутствія потомства у гончаря, съ его смертью обыкновенно прекращается
и искусство въ его родѣ. Посуду дѣлаютъ только мужчины во всякое время года.
Матеріалъ, т.е. глину берут близъ сосѣдней деревни Адамовки (въ 7 верстахъ отъ
Богородичнаго) на землѣ Адамовскихъ крестьянъ, которымъ платятъ по 10 копѣек за
возъ и такъ какъ, у мѣста добыванія глины зачастую совсѣмъ не бываетъ надсмотрщика,
то глина часто достается даромъ. Послѣдняя очень хорошаго качества и издѣлія
изъ нея отличаются своей прочностью и долговѣчностью.
Между этими издѣліями самое выдающееся мѣсто
занимаетъ кухонная посуда, въ меньшемъ коли чествѣ изготовляются
принадлежности пасѣкъ и грубая чайная посуда. Количество ея, выдѣляемое за
годъ, колеблется въ предѣлахъ отъ 18 до 20 тысячъ штукъ.
Прилежный гончаръ дѣлаетъ въ день 50 горшковъ, при чемъ каждую сотню обыкновенно сортируетъ на 5 видовъ посуды по ея размѣру, на чиная отъ самой крупной въ 20 дюймовъ (≈50см) до самой мелкой въ 4—5 дюймовъ (≈10-13 см). Приготовивъ сотни четыре, гончаръ, послѣ предварительной просушки, обжигаетъ ихъ, при чемъ, благодаря несовершенству печей и вытекающей отсюда невозможности поддерживать правильную температуру, полъ-сотни посуды обыкновенно пропадаетъ.
ілюстративне фото гончарна піч. Село Андріївка Селидівського р-ну Донецької обл., 1931 р.
На обжиганіе 4-хъ сотенъ требуется полъ-сажня дровъ (≈1метр),
стоющихъ здѣсь 3 р. 50 к. Процессъ обжиганія обыкновенно производится ночью и
послѣ него посуда готова къ продажѣ. Продается каждая сотня оптомъ по 4
рубля, а въ розничную по 5—6 рублей.
Слѣдовательно, сдѣлавъ приблизительный расчетъ, на каждый рабочій день гончара, за всѣми расходами и при низкой оптовой цѣнѣ товара, приходится по 1 р. 30 копѣекъ—цѣна высокая сравнительно съ той, какую здѣсь обыкновенно даютъ за рабочій день, т. е. 50, 60 коп.
(В 1891р на вугільних і залізорудних копальнях робітник заробляв в середньому на добу 1 ─ 1.20 руб.)
Что касается сбыта
изготовляемой посуды, то въ этомъ отношеніи нашимъ гончарамъ не остается желать
ничего лучшаго—хата гончаря служитъ ему вмѣ стѣ съ Тѣмъ и магазиномъ и
покупатели никогда не переводятся; на базарахъ рѣдко увидишь по суду, такъ
какъ къ базарному дню она почти вся разбирается, благодаря тому, что дѣлаются
всегда заказы. Такимъ образомъ выгодность гончарнаго производства въ нашихъ
деревняхъ очевидна и наши гончари живутъ сравнительно сносно: исправно платятъ
подати, ведутъ хозяйство и не сѣтуютъ на свою участь. Въ томъ случаѣ, если ему
захочется подороже продать товаръ, онъ въ теченіе зимы заготовляетъ
соотвѣтственное количество посуды и, дождавшись разлива Донца, грузитъ лодку и
ѣдетъ въ южные города, гдѣ, какъ из вѣстно, славится „Изюмская" глиняная
посуда.
Поживъ тамъ недѣли двѣ, онъ. по собственнымъ
словамъ, распродаетъ все до послѣдняго черепка и не по 4, а по 8, 10 руб. за
сотню. Впрочемъ такія экскурсіи совершаются рѣдко, съ одной стороны, благодаря
большому мѣстному требованію, а съ другой, нерѣшительности нашего обывателя и
его боязни потерпѣть крушеніе во время долгаго плаванія. Казалось бы, что
такого рода промыселъ, несомнѣнно выгодный, не требующій ни затраты капитала,
ни предварительной подготовки, притомъ не сопряженный съ опасностью надорвать
свои силы или получить какую нибудь специфическую болѣзнь, долженъ
соблазнительно подѣйствовать на другихъ и найти поддержку въ массѣ населенія,—
ничего подобнаго нѣтъ, напротивъ, работа гончаря считается почему-то грязной,
а самъ онъ смѣшнымъ за своимъ примитивнаго устройства станкомъ и, что курьезно,
иронизирующаго подобнымъ образомъ сосѣда, тащатъ черезъ нѣсколько дней въ
холодную за неисправность платежей, запираютъ на цѣлую недѣлю, по истеченіи
которой онъ взлѣзаетъ къ себѣ на крышу и начинаетъ отдѣлять топоромъ сѣни или
половину хаты,—продаетъ это, платитъ, куда надо, идетъ въ кабакъ и со слезами
разсказываетъ, какъ у него я "хату ростяглы“