Життя та традиції гончарів села Богородичне

 



С. Богородичное, Изюмск. у., Харьков. губ. 21-го января 1896 г.

Часто приходится слышать отъ нашего крестьянина справедливыя жалобы на малоземелье, неурожаи, отсутствіе работы и тому подобныя бѣдствія, которыя въ изобиліи сыпятся на него со всѣхъ сторонъ. Но нерѣдко приходится и его самаго упрекнуть въ неумѣлости пользоваться находящимися у него подъ рукою средствами для борьбы съ нуждой.

Этотѣ справедливый упрекъ слѣдуетъ въ особен­ ности послать нашимъ Богородичанамь и ихъ со­ сѣдямъ, совершенно игнорирующимъ, напримѣръ, нѣкоторыя мѣстныя производства, могущія не только поддержать, но и дать полное обезпеченіе ихъ существованію. Не говоря уже о томъ, что  близость и обиліе лѣса въ нашей мѣстности могли бы создать среди нашихъ мужичковъ особый видъ кустарной промышленности, у нихъ, напримѣръ, есть подъ рукою всѣ средства для того, чтобы развить гончарное производство. Это по­слѣднее въ нашемъ Богородичномъ и сосѣднихъ селахъ находится на пути къ полному изчезіювенію и, замѣчательно, не въ силу дороговизны матеріала, трудности, сбыта посуды или другихъ какихъ либо препятствій, а единственно благодаря привычкѣ его откладывать дѣло въ долгій ящикъ. Въ Богородичномъ и сосѣднихъ селахъ гончарное дѣло обставлено слѣдующимъ образомъ: изготовленіемъ глиняной посуды обыкновенно занимаются 2, 3 семьи ,,гончарей“, унаслѣдовавшихъ свое искус­ство отъ своихъ родныхъ отцовъ, дѣдовъ и пра­ дѣдовъ и называющихся и по фамиліи Гончарями“. Постороннихъ учениковъ у нихъ не бы­ваетъ совсѣмъ и, въ случаѣ отсутствія потомства у гончаря, съ его смертью обыкновенно прекра­щается и искусство въ его родѣ. Посуду дѣлаютъ только мужчины во всякое время года. Матеріалъ, т.е. глину берут близъ сосѣдней деревни Адамовки (въ 7 верстахъ отъ Богородичнаго) на землѣ Адамовскихъ крестьянъ, которымъ платятъ по 10 копѣек за возъ и такъ какъ, у мѣста добыванія глины зачастую совсѣмъ не бываетъ надсмотрщика, то глина часто достается даромъ. Послѣдняя очень хорошаго качества и издѣлія изъ нея отличаются своей прочностью и долговѣчностью.

Между этими издѣліями самое выдающееся мѣсто занимаетъ кухонная посуда, въ меньшемъ коли­ чествѣ изготовляются принадлежности пасѣкъ и грубая чайная посуда. Количество ея, выдѣляемое за годъ, колеблется въ предѣлахъ отъ 18 до 20 тысячъ штукъ.

Прилежный гончаръ дѣлаетъ въ день 50 гор­шковъ, при чемъ каждую сотню обыкновенно сор­тируетъ на 5 видовъ посуды по ея размѣру, на­ чиная отъ самой крупной въ 20 дюймовъ  (50см) до самой мелкой въ 4—5 дюймовъ (10-13 см). Приготовивъ сотни че­тыре, гончаръ, послѣ предварительной просушки, обжигаетъ ихъ, при чемъ, благодаря несовершен­ству печей и вытекающей отсюда невозможности поддерживать правильную температуру, полъ-сотни посуды обыкновенно пропадаетъ.

ілюстративне фото гончарна піч. Село Андріївка Селидівського р-ну Донецької обл., 1931 р.

На обжиганіе 4-хъ сотенъ требуется полъ-сажня дровъ (≈1метр), стоющихъ здѣсь 3 р. 50 к. Процессъ обжиганія обык­новенно производится ночью и послѣ него посуда готова къ продажѣ. Продается каждая сотня оп­томъ по 4 рубля, а въ розничную по 5—6 рублей.

Слѣдовательно, сдѣлавъ приблизительный рас­четъ, на каждый рабочій день гончара, за всѣми расходами и при низкой оптовой цѣнѣ товара, приходится по 1 р. 30 копѣекъ—цѣна высокая сравнительно съ той, какую здѣсь обыкновенно даютъ за рабочій день, т. е. 50, 60 коп. 

(В 1891р на вугільних і залізорудних копальнях робітник заробляв в середньому на добу 1 ─ 1.20 руб.)

Что касается сбыта изготовляемой посуды, то въ этомъ отношеніи нашимъ гончарамъ не остается желать ничего лучшаго—хата гончаря служитъ ему вмѣ­ стѣ съ Тѣмъ и магазиномъ и покупатели никогда не переводятся; на базарахъ рѣдко увидишь по­ суду, такъ какъ къ базарному дню она почти вся разбирается, благодаря тому, что дѣлаются всегда заказы. Такимъ образомъ выгодность гончарнаго производства въ нашихъ деревняхъ очевидна и наши гончари живутъ сравнительно сносно: исправ­но платятъ подати, ведутъ хозяйство и не сѣту­ютъ на свою участь. Въ томъ случаѣ, если ему захочется подороже продать товаръ, онъ въ тече­ніе зимы заготовляетъ соотвѣтственное количество посуды и, дождавшись разлива Донца, грузитъ лодку и ѣдетъ въ южные города, гдѣ, какъ из­ вѣстно, славится „Изюмская" глиняная посуда.

ілюстративна листівка "Прибуття горшечників" с. Верхнє (Лисичанськ)

Поживъ тамъ недѣли двѣ, онъ. по собственнымъ словамъ, распродаетъ все до послѣдняго черепка и не по 4, а по 8, 10 руб. за сотню. Впрочемъ такія экскурсіи совершаются рѣдко, съ одной сто­роны, благодаря большому мѣстному требованію, а съ другой, нерѣшительности нашего обывателя и его боязни потерпѣть крушеніе во время дол­гаго плаванія. Казалось бы, что такого рода про­мыселъ, несомнѣнно выгодный, не требующій ни затраты капитала, ни предварительной подготов­ки, притомъ не сопряженный съ опасностью надорвать свои силы или получить какую нибудь специфическую болѣзнь, долженъ соблазнительно подѣйствовать на другихъ и найти поддержку въ массѣ населенія,— ничего подобнаго нѣтъ, напро­тивъ, работа гончаря считается почему-то гряз­ной, а самъ онъ смѣшнымъ за своимъ примитив­наго устройства станкомъ и, что курьезно, ирони­зирующаго подобнымъ образомъ сосѣда, тащатъ черезъ нѣсколько дней въ холодную за неисправ­ность платежей, запираютъ на цѣлую недѣлю, по истеченіи которой онъ взлѣзаетъ къ себѣ на кры­шу и начинаетъ отдѣлять топоромъ сѣни или по­ловину хаты,—продаетъ это, платитъ, куда надо, идетъ въ кабакъ и со слезами разсказываетъ, какъ у него я "хату ростяглы“

Популярные сообщения из этого блога

Історія двох меморіалів

Спір між Донбасом і "Юго-Востоком" за Таганрог і Шахти

Бахмут (розбір одного допису)